понедельник, 26 марта 2012 г.

Казус Послера.


ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ ДРАМАТУРГИИ, ЕКАТЕРИНБУРГ
«Казус Послера»

Лекция о современном искусстве

Режиссер: Елена Лукманова
Художник: Екатерина Соколкова
В главной роли: Александр Фукалов
«Когда имеешь дело с современным искусством, ­всегда есть опасность не разобраться — искусство ­перед тобой или чистое свинство».
Из спектакля

Фойе Центра им. Мейерхольда превратилось в лекционный зал. В начале, возникает мысль, что «Новая пьеса» пошла на «новый» ход – сделать реальную лекцию предметом театрального воплощения. Думаешь об экспериментальности идеи, ее концепции – как процесс чтения лекции меняется, если назвать его спектаклем, и как слушатели -  превращаются в зрителей. Заминки с проектором уже воспринимаются двояко – неожиданность, которая часто случается на публичных выступлениях или часть спектакля и оригинальная режиссерская задумка.  Некоторые зрители восприняли поломку с сочувствием и вполголоса обсуждали, как часто такое случается, и как помочь лектору. После выяснилось, что проектор действительно отказывался работать, и режиссерская задумка здесь ни при чем.
Режиссер Елена Лукманова блистательно создает иллюзию лекции. Все выстроено от  и до, нет  ни одной фразы, которая не была бы обдумана и простроена. Актер Александр Фукалов работает замечательно, его лектор - прожженный человек  искусства, готовый сыпать шутками про Дюма наравне с научными терминами. Один из  тех самых критиков, от которых многое зависит, который дружит с меценатами и галеристами, и собаку съел в современном искусстве (в контексте          contemporary art эта фраза может восприниматься и в буквальном смысле).
Вопрос о современном искусстве – больной вопрос. Что считать искусством, а что подделкой. Вокруг художников крутятся критики, галлеристы, менеджеры…и все они хотят продать товар. Но продажа должна стать актом. «Совремённый» автор должен обладать «дискурсивной манерой» - замечательное замечание Жака Мужено. И только. Талант не имеет значения. И даже популярное некогда слово «месседж» отошло на второй план. Мы находимся в  условиях тотального промывания мозгов ежедневно. Самые качественные продукты,  самая дизайнерская одежда, самое современное искусство. Так сказать, брендовое. В системе рыночных отношений адекватнее использовать слово «бренд», которое включает в себя – имя, произведение и рекламу. «Бренды существуют только в сознании потребителя». Неудивительно, что рядом с картиной современного художника висит специальный текст, в котором подробно изложено: что автор имел  в виду, и что необходимо об  этом думать. То есть сами мы понять произведение не в состоянии, без бумажки не обойтись. Если хотите, это свежий ремикс темы «без бумажки ты какашка, а с бумажкой – человек». И содержимое этой бумажки становится частью нашего сознания.
Насколько Филипп Послер – вымышленный персонаж? Ведь его приметы мы видим в художниках  современности, трудно понять, кто из них подделка, а кто нет. Нам не помогут ни печатные издания, ни телевидение, ни выступления экспертов, единственный способ – собственное мнение. Любая новинка должна оцениваться не  с точки зрения того, сколько она стоит или кто о ней говорит, а с личной позиции – какие чувства она вызывает, и вызывает ли. Зал выдохнул с облегчением, когда лектор объявил о фальсификации -  Филиппа Послера не существует – одной подделкой меньше, места в голове - больше.
Екатеринбургский Центр Современной Драматургии  работает с актуальным и качественным материалом, который, к счастью, подделкой не является. Один из зрителей на обсуждении спектакля «Казус Послера» сказал, что уверен в Екатеринбурге, как единственном городе достойном быть столицей России, потому что « в нём есть всё».
Обсуждение, кстати было на редкость активным. Модератор Александр Вислов не успевал предоставлять слово. Запомнилась речь «о маске «умных» людей», которые ведут себя как придворные из сказки «про голого короля». Режиссер Дмитрий Волкострелов сказал,  что по его мнению «спектакль профанирует современное искусство». К сожалению, обосновать свое мнение он не смог, ибо в зале поднялся шквал комментариев.
То, чего не отнять у создателей спектакль – и это видно и в спектакле, и на обсуждении –самоиронии, без которой трудно художнику (режиссеру,  актеру). «Совремённым»  художникам стоит поучиться этому у театралов.
P.S.  Пьеса француза Жака Мужено была написана в 2004 году. Как раз тогда была продана коллекция Дэмиэна Хёрста The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living (куда входили помещенные в формалин трупы животных, в том числе знаменитая тигровая акула) за рекордные млн.долларов, благодаря чему он стал единственным живым художником который получил такую сумму.
Ранее в 1961 Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, написал на них «100%-е натуральное дерьмо художника» на итальянском, английском, французском и немецком. Мандзони утверждал, что своим проектом он привлекает внимание к доверчивости покупателей произведений искусства. «Всем этим миланским буржуазным свиньям нравится только дерьмо». И действительно, произведения купили по цене, аналогичной цене золота той же массы. Текущая цена равна примерно 30 500 евро. 23 мая 2007 года один из экземпляров был продан за 124 000 евро на аукционе«Сотбис»

Комментариев нет:

Отправить комментарий